Хозяева аэродрома
20/06/2024
Татьяна Азаревич, «Транспортный вестник» (№23 от 20.06.2024)
В июне 2019 года в Национальном аэропорту Минск появилось новое подразделение – аэродромно-технический комплекс. Реорганизация заключалась в том, что к уже существующей аэродромной службе присоединили два транспортных участка – снегоуборочной техники и службы спецтранспорта.
Сегодня можно констатировать, что объединение было продуктивным. АТК в полной мере оснащен техническими средствами, необходимыми для выполнения задач по содержанию аэродрома.
Попасть во владения АТК можно исключительно через КПП. Ведь это – внутренние территории аэропорта.
– Мы – хозяева на аэродроме, включающем в себя взлетно-посадочные полосы, рулежные дорожки, перроны. Это почти 600 га, которые мы досматриваем, холим и лелеем, – поясняет заместитель начальника аэродромно-технического комплекса Александр Франюк.
По пути в офис службы Александр Александрович начинает рассказывать о значении аэродромно-технического комплекса в обеспечении жизнедеятельности аэропорта. А примеры – все здесь, на виду. Бригада рабочих устраняет дефекты на искусственных покрытиях. На вооружении – полный комплект дорожно-строительной техники. Трактор с прицепной роторной косилкой производит покос приаэродромной территории. А навстречу нам движется уникальная вакуумная уборочная машина. В службе ее называют пылесосом, поскольку она собирает посторонние мелкие предметы, оказавшиеся на аэродроме, – камушки, остатки растительности, насекомых. Искусственные покрытия должны быть идеально чистыми.
В составе аэродромно-технического комплекса – пять участков: аэродромный, механизации, снегоуборочных машин, ремонта дорожной и санитарно-технической территории и ремонта искусственных покрытий. Работает АТК в круглосуточном режиме.
На аэродроме – своя дорожная сеть с соответствующими знаками и разметкой, нанесением которой занимается также АТК. Скорость движения транспортных средств ограничена 20 км/час. При трудоустройстве каждый водитель проходит специальное обучение, стажировку, сдает экзамен и получает допуск к движению по аэродрому.
Тем временем подъезжаем к стоянке спецтехники АТК, где есть на что посмотреть и чему изумиться.
– Может, и не по последнему слову техники, но оснащение у нас хорошее, – подчеркивает наш собеседник. – За службу однозначно не обидно. Коллеги из других аэропортов даже завидуют нам.
Все 80 единиц техники, конечно, упомянуть невозможно. Назовем лишь те, о которых нельзя не сказать.
Раритет АТК – тепловая машина, которую прозвали Змеем Горынычем. Заводская установка с авиационным двигателем способна мощной тепловой струей (800 °С) растапливать лед толщиной до 70 см (!) независимо от температуры наружного воздуха. Когда-то, в советское время, использовали очень часто. Но технология работы слишком затратная, поскольку требует большого расхода керосина.
– Сегодня мы редко прибегаем к ее помощи. Естественно, стараемся не допускать образования большой наледи. Но если вдруг возникает потребность, выгоняем из ангара, – говорит Александр Франюк.
Горынычу уже около 40 лет. Но по внешнему виду никак не скажешь: аккуратный, ухоженный. На нашу ремарку замначальника АТК отвечает:
– Так мы смотрим технику. У нас очень строго соблюдается регламент по ее обслуживанию.
Старые тепловые машины сегодня заменяют современные снегоуборочные. Они более экологичные, экономичные и практичные, а самое главное – многофункциональные. Так, летом с их помощью производится продувка покрытия взлетно-посадочной полосы, рулевых дорожек и перрона с целью уборки мусора. Зимой отвалом они укладывают снег в валы, затем подметают щеткой и сдувают с покрытия его остатки. Аналогичным образом могут сметать наледь после обработки специальными реагентами. Следом за ними роторы сбрасывают снег и лед на зеленую территорию, а самосвалы вывозят на специально выделенные площадки. Таких универсальных снегоуборочных машин в службе - уже 12. Тем не менее планируется приобретение дополнительных.
– Для поддержания аэродрома в годном эксплуатационном состоянии мы постоянно обновляем технику: каждый год покупаем по одной-две единицы. Чем новее машина, тем меньше риск возможной неисправности. Перед посадкой самолета на очистку взлетно-посадочной полосы от снега дается всего 10 минут. У нас все направлено на безопасность, чтобы воздушные суда могли безаварийно взлетать и совершать посадки, – резюмирует Александр Франюк.
Исходя из особого характера работы в аэропорту, принципиально важно также, чтобы задействованная на обслуживании самолетов техника была готова к эксплуатации в любую минуту. Оптимальный вариант в зимних условиях – размещение ее в отапливаемых ангарах для возможности сразу завести двигатель и выехать на задание.
Еще одна фишка подразделения – склад для хранения реагентов, которые используются зимой. Редко в каких воздушных портах созданы такие условия, как в нашем Национальном. Для информации: на искусственных покрытиях аэродрома в качестве привовогололедных материалов ни в коем случае не используются песок или песчано-соляные смеси, как на автомобильных дорогах. Только специальные авиационные реагенты для борьбы с зимней скользкостью, отвечающие всем современным требованиям безопасности и для воздушных судов, и для окружающей среды, и для искусственных покрытий, на которых, к слову, не должно оставаться ни песчинки.
Знакомство с АТК продолжаем в кабинете начальника аэродромно-технического комплекса Анатолия Валюка. В аэропорту он трудится 11 лет, последние пять – в качестве руководителя подразделения.
– Хозяйство у нас очень большое, – рассказывает Анатолий Иосифович. – В штате – 170 человек: 80 водителей, 26 трактористов, остальные – аэродромные и дорожные рабочие. Несмотря на большие объемы работы, с поставленными задачами справляемся.
Особенность трудового ритма АТК – зависимость от складывающихся метеоусловий. Особенно сложны переходы температуры через 0 °С. Это – «идеальные» условия для образования гололеда.
– За несколько минут мы должны добиться необходимого коэффициента сцепления колес самолета с покрытием. У нас ведь самое главное – это безопасность полетов! Порой для этого приходится прикладывать максимум усилий, – отмечает Анатолий Валюк. – Позапрошлой зимой случился такой гололед, что химия не справлялась. Пришлось пригнать Змея Горыныча.
Важно и то, что АТК – единственное подразделение авиапредприятия, которое выполняет функции по определению годности элементов аэродрома к эксплуатации. И отвечает за это даже не руководитель, а ведущий инженер по аэродромному обеспечению. Таких сотрудников в штате службы – пять. Они прошли специальную подготовку и имеют положительное заключение Департамента по авиации Минтранса. Трудятся посменно. Их задача сводится к постоянному контролю за состоянием элементов летного поля и определению годности их к эксплуатации.
Практически всю смену ведущий инженер проводит на летном поле. Это он подмечает участки, где необходимо приложение сил, и вызывает нужную технику. Работы производятся под его личным надзором.
– Именно он главный человек на аэродроме, поскольку на него возложены самые ответственные функции, – дополняет начальник службы. – А все мы обязаны обеспечить этот процесс трудовыми ресурсами, исправной техникой, наличием необходимых реагентов для того, чтобы аэродром у нас всегда был открыт и годен к полетам.
Выходит, и правда, АТК – суперважное звено в командной работе воздушной гавани, где имеет значение вклад каждого подразделения.
Первое пятилетие аэродромно-технического комплекса решили отметить установкой памятного камня. Это одновременно и благоустройство прилегающей территории, и чисто символическое действо по случаю юбилея. Инициативу в коллетиве поддержали, запланированное реализовывали вметсе, что безусловно, является хорошим знаком. Значит существовать службе многие лета на благо аэропорту и авиационной безопасности.