Интервью с генеральным директором Национального аэропорта Минск Вячеславом Хоронеко к 39-летию предприятия
Работа в аэропорту требует запредельной концентрации. Не зря аэропорты сравнивают с городами не только по занимаемой площади, но и по внутреннему устройству: свои администрация, бюджет, транспорт, служба безопасности. И задача руководителя – наладить между ними взаимосвязь, контролировать выполнение плана и вовремя реагировать на любые изменения. Только при таких условиях аэропорт будет работать бесперебойно.
Не секрет, что с начала 2020 года пандемия сильно ударила по мировой авиации, а в 2021 году она привела к перезагрузке транспортных потоков. Помимо, ковидных ограничений, в 2021 году аэропорт вынужден был функционировать в ограничениях санкционных, которые были введены странами Евросоюза.
Генеральный директор Национального аэропорта Минск Вячеслав Хоронеко рассказал о том, как в период затянувшегося кризиса для всей авиации выстоять, открыть рейсы и спроектировать авиационный транспортный хаб.
- Вячеслав Васильевич, как завершился 2021 год и начался 2022 год для столичного аэропорта?
- По показателям 2021 год завершился для нас неплохо, то есть безубыточно. Наблюдалась положительная динамика роста пассажиропотока по сравнению с ковидным 2020 годом. У нас появились новые партнеры в лице таких авиакомпаний, как: Flydubai (ОАЭ), AviaTraffic Company (Киргизия), Georgian Airways (Грузия), «Азимут», «Скол», «Северсталь» (РФ).
К сожалению, в настоящее время полеты по многим направлениям нецелесообразны с экономической точки зрения из-за введенных санкций.
В минувшем году Национальный аэропорт удостоился высоких государственных наград: предприятие было занесено на Республиканскую доску почета по итогам работы за 2021 год. Аэропорт был признан лучшим по итогам конкурса по сокращению выбросов от механических транспортных средств, который проводило Минприроды среди крупных госпредприятий. Ассоциация «Аэропорт», в которую входят страны-участницы СНГ, также отметила минский аэропорт особой наградой.
- Как отразились санкционные ограничения на работе предприятия в целом?
- К сожалению, мы сталкиваемся с трудностями в части поставки нового технологического оборудования и обслуживания уже имеющегося. Есть некоторые вопросы с иностранным программным обеспечением. Все это подталкивает нас искать альтернативные пути решения возникших проблем. Так, с начала 2022 года мы начали вести работу по поиску новых партнеров-поставщиков оборудования с возможностью его дальнейшего обслуживания. В части импортозамещения ведется активная работа с белорусскими производителями. К примеру, ведем переговоры с отечественным производителем химреагентов, аккумуляторных батарей, осветительных приборов и так далее.
В принципе, те антикризисные меры, которые мы разработали и применяли в ковидный 2020 год, актуальны и на данный момент. То есть: снижение затрат, оптимизация производственных процессов, экономия в части закупок и энергоресурсов.
Ввиду сложившейся экономической ситуации, мы вынуждены были пойти на такие непопулярные меры, как введение простоя на предприятии для сменного персонала и переход на 4-дневную рабочую неделю для административных работников. Снижение всех затрат позволяет нам «оставаться на плаву» в сложное для нас время, при этом обеспечивая бесперебойную работу аэропорта, высокий уровень авиационной безопасности и комфорта для наших пассажиров.
- Куда больше всего в условиях введенных санкций летают пассажиры минского аэропорта?
- На данный момент наиболее востребованными и загруженными являются регулярные рейсы авиакомпаний в Москву. Рейсы выполняются в три крупных московских аэропорта: Шереметьево, Домодедово, Внуково. Популярны такие направления, как Санкт-Петербург и Грузия (Тбилиси, Кутаиси, Батуми).
Чартерная программа сейчас состоит из таких туристических направлений, как Бодрум, Анталья, Хургада и Шарм-эль-Шейх.
- Скажите, планируется ли открытие новых направлений или приход новых авиакомпании на белорусский рынок? Какую работу проводит аэропорт в этом направлении?
- Буквально пару недель назад авиакомпания «Победа» стала 4-м перевозчиком по регулярным маршрутам в/из Национального аэропорта. Надеемся, в ближайшей перспективе авиакомпания «Победа» увеличит частоту выполнения полетов в Питер, а, возможно, и расширит географию полетов через минский аэропорт.
С 1 июля авиакомпания Air China возобновляет регулярные рейсы из Китая в Минск и обратно. Пока эти рейсы будут выполняться раз в неделю по пятницам.
Касательно прихода новых перевозчиков, отмечу, что сейчас ведутся перспективные переговоры с иранским перевозчиком Mahan Air, который базируется в аэропорту Тегерана. Буквально сегодня на базе минского аэропорта состоялась деловая встреча с официальной делегацией из Ирана. Итогами этих переговоров мы поделимся позже.
Хочу сказать, что проявила интерес к организации чартерных рейсов авиакомпания из Вьетнама, которая могла бы расширить для белорусских туристов возможности путешествий на популярные вьетнамские курорты. Лучшее время для поездки туда - это весна (с февраля по апрель) и осень (август - октябрь). На данный момент ведем диалог по организации таких рейсов с авиакомпанией и другими заинтересованными сторонами.
Напомню, что зимой у нас прошли продуктивные переговоры с венесуэльскими партнерами. Сейчас мы проводим совместную работу с ними по открытию грузовых и пассажирских рейсов. У них имеются авиакомпании, обладающие дальнемагистральными воздушными судами. Причем, прорабатывается вариант выполнения пассажирского рейса из Минска в Венесуэлу с промежуточной посадкой на Кубе. Такой рейс мог бы увеличить туристический потенциал, связав Беларусь со странами Латинской Америки.
Отмечу, что с большинством авиакомпаний у нас очень тесный контакт, в том числе и с теми, которые приостановили выполнение рейсов в Минск. Мы регулярно проводим рабочие совещания, встречаемся с представителями авиаперевозчиков, обсуждаем все текущие операционные вопросы, проблемы, предложения, идеи. А в конце года совместно с представителями подводим итоги и обсуждаем дальнейшие перспективы работы, это хорошая клиентская практика.
- Расскажите тогда еще о планах перспективного развития аэропорта. Что они в себя включают? Есть ли сейчас то, что Вы хотели бы на данный момент улучшить в аэропорту? А что является отложенной перспективой?
- Относительно недавно мы представляли вниманию общественности вариант Архитектурной концепции перспективного развития аэропорта. Стоит сказать, что этот проект является долгосрочным и его реализация будет поэтапной. Хотелось бы, чтобы люди понимали, что это проект не завтрашнего дня и не на имеющийся сегодня пассажиропоток, направления и частоты полетов. Это перспективное планирование на будущее. У каждого аэропорта должен быть план, куда расти, как развиваться, как создать хорошие условия для партнеров, клиентов, авиакомпаний, каким образом улучшить и расширить сервис для пассажиров, где подготовить персонал и так далее.
На данный момент для дальнейшей реализации всего проекта мы планируем приступить к вопросу проектирования одного из крытых паркингов. Почему принято решение начать именно с этого? Расположенная в настоящее время зона парковки Р1 будет мешать подведению ж/д ветки к аэровокзалу и строительству остановочного пункта. Соответственно, возведение новой парковки освободит необходимые площади для реализации задуманного. Старт строительства запланирован не ранее 2023 года, естественно скорость реализации зависит напрямую от финансирования.
Мы видим и понимаем, что существующая схема организации дорожного движения на привокзальной площади при большом траффике транспорта приводит к коллапсу. Нами рассматривается вопрос о полном демонтаже существующей эстакады. Поэтому в наших планах организовать новую схему движения транспорта для удобства всех категорий пассажиров. Кстати, это и будет первым этапом реализации концепции развития.
Планируется построить терминал, где все пассажиры, встречающие и персонал аэропорта будут проходить первый рубеж досмотра и далее уже попадать в необходимые зоны. Это очень актуальный вопрос обеспечения необходимого уровня безопасности, который ежегодно только растет, особенно сейчас, с учетом ситуации, складывающейся вокруг нашей страны. Будет предусмотрена и отдельная зона для встречающих.
Очень хотим реализовать такой проект, как совместное строительство нового топливозаправочного комплекса на территории аэропорта. Подход к строительству согласован с авиакомпанией Belavia, проектировать комплекс будет проектный институт «Белнефтехим». Если говорить о начале строительства, то оно зависит от финансовых возможностей аэропорта. Если, например, в ближайшее время найдется инвестор, а проект ТЗК пройдет все необходимые процедуры согласования, то возведение может начаться уже 2024 году.
Хочу отметить, что реализация проекта по строительству ТЗК направлена на обеспечение минского аэропорта авиационным топливом, привлечение иностранных авиакомпаний к выполнению полетов, включая заправку воздушных судов, внедрение рыночных механизмов в процессы поставки авиационного топлива.
Мы считаем, что новый ТЗК значительно повысит привлекательность столичного аэропорта как транзитного хаба, в том числе и для дальнемагистральных перевозчиков.
- На Ваш взгляд, с учетом затянувшегося кризиса, всех обстоятельств и ограничений, которые действуют уже не первый год, у белорусской авиации есть будущее?
- Безусловно! Будущее у белорусской авиации есть.
С прошлого года мы начали практиковать проведение экскурсий в аэропорт для детей наших сотрудников. Кроме того, периодически приезжают с ознакомительными экскурсиями курсанты из Академии авиации, дети из профильных таможенных и пограничных классов. Побывав на таких экскурсиях, ребята остаются в полном восторге. Ведь они непосредственно знакомятся с определенными профессиями, видят, чем занимаются специалисты, какая используется техника и для чего. Возможно, те мальчишки и девчонки, которые еще не определились с выбором будущей профессии, наглядно увидев, как все утроено и как что работает в аэропорту, сделают свой выбор именно в пользу авиации. Трудовых династий в крылатой отрасли немало, будет замечательно, если они продолжатся. Это и есть наш потенциал, наше будущее.
Сейчас для нас главное сохранить и передать те знания и тот профессиональный опыт, наработанные за долгие годы работы. Средств и профессиональных сил, к примеру, в развитие только Национального аэропорта вложено немало, что говорить о всей отрасли. Сейчас аэропорт оснащен самым современным оборудованием, программами, технологиями, у нас отличные кадры. Да и планов перспективного развития аэропорта у нас много. Мы готовы работать много и качественно. То есть сейчас есть все для налаженной работы и сегодня, и в будущем. А это значит, что мы полностью готовы к тем темпам роста по всем показателям, которые были в 2019 году до ковида. Осталось только дождаться снятия ограничений и новый этап в развитии Национального аэропорта, как и белорусской авиации, не заставит себя ждать.
Пользуясь случаем, хочу поздравить весь коллектив Национального аэропорта Минск с 39-й годовщиной со дня создания предприятия. А страну и каждого ее жителя - с наступающим Днем Независимости Республики Беларусь! Желаю всем уверенности в завтрашнем дне, крепкого здоровья, семейного счастья и благополучия!