Skip to Content

Airbus приступил к испытаниям A340 с ламинарным крылом

Версия для печати
Первый полет A340 с ламинарным крылом продлился 3 ч 38 мин :: H. Goussé // Airbus
 
Компания Airbus приступила к летным испытаниям широкофюзеляжного самолета A340, часть крыла которого получила ламинарный профиль. Цель проекта — улучшить аэродинамику воздушных судов, снизив сопротивление воздуха, и повысить их экологичность, сообщает производитель.
 
Для испытаний на A340 заменили концевые части обеих консолей крыла. По данным Airbus, длина каждой панели составляет около 10 м, что соответствует двум третям длины консоли крыла узкофюзеляжного самолета.
 
Длина каждой ламинарной панели на крыле A340 составляет около 10 м Фото: P. Pigeyre // Airbus
 
По словам главы подразделения Airbus по исследованиям и технологиям Акселя Фляйга, с которым побеседовало ATO.ru, особенность новых элементов в том, что они имеют максимально гладкую поверхность: погрешность составляет не более нескольких сотых долей миллиметра. Подобная гладкость позволяет создать на поверхности крыла ламинарный поток, т. е. непрерывный поток воздуха, который легко движется вдоль пограничного слоя и не срывается в завихрения. Это дает возможность снизить аэродинамическое сопротивление, т. к. движение крыла через воздух не тормозится завихрениями.
 
Представитель Airbus пояснил, что создать подобный профиль непросто: поверхность должна оставаться оптимальной для ламинарного обтекания несмотря на деформации, которым крыло подвержено в полете.
 
Как рассказал Фляйг, для ускорения эксперимента и сбора максимального объема данных левый и правый элементы, пристыкованные к оригинальной консоли крыла A340, отличаются друг от друга по конструкции. Одну панель произвела компания GKN Aerospace, вторую — Saab.
 
Состояние крыла отслеживают сотни датчиков. Часть из них замеряют волнообразность поверхности крыла. Инфракрасные камеры фиксируют температуру на поверхности крыла: по словам Фляйга, это позволяет отследить параметры ламинарного потока, температура которого отличается от температуры зон завихрения. Также используются звуковые датчики, которые фиксируют влияние на ламинарный поток звуковых волн.
 
 
В отличие от обычного крыла ламинарные панели получили максимально гладкую поверхность Фото: P. Pigeyre // Airbus
 
Подготовка демонстратора заняла 16 месяцев. Его первый полет, который состоялся 26 сентября во Франции и продлился 3 ч 38 мин, прошел успешно. Исследователи изучили общее поведение самолета и состояние контрольно-измерительной аппаратуры.
 
В рамках программы A340 с ламинарными панелями должен налетать около 150 ч.
 
Согласно расчетам исследователей оснащение самолетов ламинарным крылом позволит снизить аэродинамическое сопротивление на величину до 50%. При полете примерно на 1500 км потребление топлива должно снизиться на 4,6% по сравнению с ВС с традиционным крылом.
 
Испытания A340 с ламинарным крылом проводятся в рамках европейской программы по изучению перспективных авиационных технологий Clean Sky.
 
Ламинарные панели для крыла A340 поставили GKN Aerospace и Saab Фото: D. Vicart // Airbus
 
Подготовлено по материалам ATO.RU